Да здравствуют традиции?!

Статьи о свадбье. Традиции, приметы, подготовка  Свадьба, даже самая современная и самая городская, оплетена, окутана, пронизана традициями, как эфир радиоволнами. Казалось бы, чего проще? Двое достаточно взрослых и самостоятельных молодых людей решили, что вести хозяйство, зарабатывать деньги и рожать детей им вдвоем гораздо легче (и приятнее), чем поодиночке. Решили — и начали. Ан нет! Родня и общественность воз­мущается: без свадьбы — низя-я-я! Так что свадьба сама по себе — это тоже традиция, в свою очередь состоящая из десятков, если не сотен других, помельче традиций, пра­вил, обрядов, примет...

...Современная свадьба многое позаимствовала из сва­дебного обряда славян. Некоторые традиции не прошли испытания временем, другие стали практичнее, наконец, третьи естественным образом вписались в контекст сего­дняшнего дня.

Народная свадьба разыгрывалась по определен­ному сценарию. Всем участникам давались свадебные чины. Жених и невеста уподоблялись князю и княгине. Близкая родня и почетные гости именовались большими боярами, дальняя родня и гости попроще — меньшими. Обязательными персонажами были: дружка — женатый мужчина, хорошо знавший обычаи, балагур и весельчак; сват и сваха, выполнявшие обрядовые обязан­ности вместе с дружкой; подженишники и подневестницы. Слуги играли роли фонарщиков, свечников, каравайщиков, конюшенного. Нередко приглашались вытница и колдун. Символическим смыслом свадьбы был переход девушки из рода отца в род мужа, то есть под покровитель­ство духов мужнего рода, поэтому, чтобы новая семья была здоровой, плодородной, счастливой, обязательным счита­лось совершение охранительных обрядов.

Утром в день свадьбы невесту наряжали и причесыва­ли, она прощалась с родителями и подругами. В это время в доме жениха готовились к выкупу невесты. Свадебный поезд — богато украшенные тройки — по пути к дому не­весты ожидали препятствия: например, перекрывали до­рогу и за право проезда брали деньги. Переговоры с представителями невесты вел дружка. Он же обычно вы­купал косу невесты и место рядом с ней. Для этого друж­ка должен был отгадать загадки и одарить подружек молодой деньгами, сладостями, лентами. Затем жених за­нимал за праздничным столом место рядом с невестой, на возвышении, а вокруг рассаживались в соответствии с чинами родственники и гости. Начинался пир.

Венчание имело официальную силу и разделяло свадьбу на две части: в доме невесты и в доме жениха. Сейчас пра­здник тоже начинается в доме невесты, а после того, как молодые расписываются в загсе, они едут к родителям же­ниха. Но в былые времена и в том и в другом доме собира­лись целые пиры, теперь же все ограничено фуршетами. Празднество переместилось в столовые, кафе, рестораны. Повенчаться молодые могут в тот же день, а могут и много позднее, а если не хотят — то и вовсе не венчаются.

Перед отъездом к венцу молодых хлебом и образами бла­гословляли родители невесты, которая должна была рыдать и причитать. Невеста ехала с двумя свахами на санях или телеге, жених же скакал верхом на коне и должен был при­ехать к церкви раньше нее. Свадебный поезд сопровожда­ли певуны и плясуны, а дружка заботился обо всех предосторожностях, охранял от сглаза, читая молитвы и за­говоры. Заметим, что лицо невесты было скрыто за покры­валом вплоть до венчания. После пышного обряда молодых поздравляли, обсыпали коноплей и льном в знак будущего благосостояния. Затем новобрачные отправлялись в дом жениха. На пороге их торжественно встречали хлебом-со­лью его родители.

Свадебный Салон Леди. Свадебные традиции

Гости рассаживались за праздничным столом. Начинал­ся пир, но только не для жениха и невесты: молодая долж­на была плакать, выражая тоску разлуки с родителями, и им обоим нельзя было кушать. Невеста подносила подарки но­вой родне, а гости одаривали молодых. При этом постоян­но требовали целоваться под предлогом того, что кушанье или напитки горьки. Во время застолья происходило «окручивание» невесты: свахи, скрыв ее от гостей куском тафты, расплетали девичью косу, расчесывали волосы греб­нем, смоченным в меде с вином, укладывали их в виде кос или жгутов и надевали женский головной убор.

После пира новобрачные провожались в «спальню», роль которой исполняли сеновал, хлев или баня: считалось, что им нельзя провести первую ночь «под землей», то есть почти в могиле, а многие дома имели земляной потолок. С пира они уносили с собой курицу, завернутую в скатерть. Это была единственная для них еда за весь день. Выказы­вая свою покорность, жена снимала с мужа сапоги, в один из которых он клал деньги в знак того, что будет ее прилич­но содержать. Наутро молодых «вскрывали». Рубашка же­ны или простыня свидетельствовали, была ли невеста честной до свадьбы.

На второй день наконец-то разрезали свадебный кара­вай, испеченный в доме невесты накануне свадьбы, и уго­щали им гостей. Кроме того, молодые должны были показать свои хозяйственные навыки: отделить деньги от сора, наколоть дрова. В этот же день было принято ходить на блины к теще. Впрочем, свои кулинарные способности нередко показывала и сама молодая жена...